[начало][история][фотогалерея][карта][километры][паромы][пресса][SOS]

кругобайкалка*история*1917-1950-е гг.

Изыскания в районе оз. Байкал для определения возможного направления железнодорожной линии - 1895-1901 гг.

строительство 1-го пути.
1902-1905 гг.

дополнительные изыскания для прокладки 2-го пути.
1908-1910-е гг.

строительство 2-го пути.
1911-1916 гг.

1917-1950-е гг.- активная эксплуатация и развитие станций и жилых поселков

1956-..... гг.
деградация дороги

производство работ

каторжники

строительство туннелей



1917-1950-е ГОДЫ - АКТИВНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СТАНЦИЙ И ЖИЛЫХ ПОСЕЛКОВ


Кругобайкальская железная дорога до середины ХХ в. была стратегическим объектом со своей бурной жизнью. Дымили паровозы, в домах жили люди, в церквях молились прихожане, военные охраняли тоннели. Поселки получили свое развитие - производственное и социальное. Центром Култукской волости в составе Иркутского уезда стала Слюдянка.
Поскольку КБЖД была единственной связующей нитью между Россией, Сибирью и Дальним Востоком, она стала местом активных боев во время революционных событий. Бои за Советскую власть происходили и в Слюдянке, и в Култуке, и на ст.Байкал, свидетельством которых стали братские могилы красногвардейцев и интернационалистов. Многие события связаны с именами известных революционеров - С.М.Кирова, Н.А.Каландарашвили, И.В.Бабушкина и др. В ходе освободительного движения, попытка взорвать тоннель
№ 18-бис на 123 км неподалеку от Маритуя стоила жизни участникам рабочего движения - первому председателю Маритуйского Совета Н.П.Уланову и красногвардейцу О.И.Толстому. В честь Уланова позже станция Хвойная была переименована в "Уланово". А "Киркидайский" тоннель (№ 39 - за Слюдянкой в сторону Мысовой) все же был взорван красногвардейцами 23 июля 1918 г. при отступлении под натиском белочехов, тем самым движение на дороге было остановлено почти на 20 дней. Позже тоннель был востановлен.
В 30-50-х гг. нашего века, для размещения воинских подразделений, на станциях и в поселках строили новые жилые дома, казармы, а для обеспечения дороги электроэнергией были построены электростанции. Церкви были закрыты.
Сайт разработан при финансовой поддержке "Института Открытое Общество" (Фонд Сороса)