[начало][история][фотогалерея][карта][километры][паромы][пресса][SOS]

кругобайкалка*история*1908-1910 гг.

Изыскания в районе оз. Байкал для определения возможного направления железнодорожной линии - 1895-1901 гг.

строительство 1-го пути.
1902-1905 гг.

дополнительные изыскания для прокладки 2-го пути.
1908-1910-е гг.

строительство 2-го пути.
1911-1916 гг.

1917-1950-е гг.- активная эксплуатация и развитие станций и жилых поселков

1956-..... гг.
деградация дороги

производство работ

каторжники

строительство туннелей



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ ДЛЯ ПРОКЛАДКИ 2-го ПУТИ, ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ПЕРВОМУ - 1908-1910-е гг.

Буквально сразу же по окончании строительства 1-го пути в 1905 г., была образована Особая комиссия под руководством тайного советника - инженера К.Михайловского для решения вопроса о сооружении 2-го пути.    Причем предлагался вариант - взамен строительства 2-й колеи, усилить Байкальскую водную переправу. Но, все же, предпочтение было отдано железной дороге, так как новое строительство значительно упрощалось, в отличие от прокладки 1-го пути, уже не представляла сложности доставка материалов и рабочей силы, при этом строительные работы возможно было проводить без прекращения движения поездов. При завершении 2-го пути пропускная способность дороги должна была увеличиться до 48 пар поездов в сутки; одновременно со строительством дополнительного пути укреплялись бы ненадежные подошвы откосов полотна и скальных выемок; появлялась возможность внести изменения в план первого пути, уменьшив радиусы поворотов и, соответственно, протяженность дороги.
На заседании Государственной Думы от 3 июня 1908 г. был запрошен кредит 30 000 рублей на производство изысканий по 2-му пути на Кругобайкальской железной дороге, так как имеющегося топографического материала для нового проекта было недостаточно и необходимы были дополнительные и более точные данные по условию залегания грунтов, поперечные профили, в том числе и подводные у берега озера Байкал.
В 1908 г.  было образовано 9 партий (по 4 человека в каждой), которым было дано 6 месяцев на полевые и "кабинетные" работы. Уже летом этого года была проведена съемка поперечных профилей, и составлен подробный план в горизонталях байкальского побережья. Были изучены климатические, метеорологические и геологические условия, произведены шурфовые работы в местах проектируемых опор мостов и виадуков. Кроме того, было исследовано техническое состояние построенных инженерных сооружений и поведение конструкций в условиях эксплуатации.
Изыскания продолжались до 1910 г. Под руководством инженера Владимира Аврелиановича Савримовича - были разработаны  необходимые первоначальные данные при сооружении второй колеи железной дороги.    Основными принципами при проектировании 2-го, параллельного первому, железнодорожного пути было его максимальное отнесение от нагорных склонов, особенно в наиболее опасных местах на такое расстояние,  "... на котором он будет находится или совершенно вне пределов сосредоточения обвальной массы скал или же, в крайнем случае, на второй путь возможно ожидать распространение незначительного, легко убираемого объема свалившихся скал". Прокладка нового пути предполагалась с левой (озерной) стороны и поэтому, кроме возможных обвалов, приходилось еще учитывать и действие волн Байкала на насыпь полотна. В результате были разработаны различные типы укреплений - подпорных береговых стенок (каменных и железобетонных) - устойчивых и экономичных.
Общее количество земляных работ было определено в 180 500 куб. саженей (около 2 250 куб. саженей на версту). Во всех тоннелях, построенных в первый период, необходимо было завершить выборку оставшейся породы и выломку недоборов скал, а также облицовку каменной кладкой сводов и порталов.
Сайт разработан при финансовой поддержке "Института Открытое Общество" (Фонд Сороса)