[начало][история][фотогалерея][карта][километры][паромы][пресса][SOS]

кругобайкалка*история*1911-1916-е гг.

Изыскания в районе оз. Байкал для определения возможного направления железнодорожной линии - 1895-1901 гг.

строительство 1-го пути.
1902-1905 гг.

дополнительные изыскания для прокладки 2-го пути.
1908-1910-е гг.

строительство 2-го пути.
1911-1916 гг.

1917-1950-е гг.- активная эксплуатация и развитие станций и жилых поселков

1956-..... гг.
деградация дороги

производство работ

каторжники

строительство туннелей



СТРОИТЕЛЬСТВО 2-го ПУТИ - 1911-1916 гг.


Для ускорения строительства 2-го пути первоначально предполагалось изменить расписание поездов, чтобы движение производилось только в ночное время, но от этого варианта пришлось отказаться - железные дороги Китая и Европейской России не пожелали подстраиваться под режим строительства на КБЖД, которое было расчитано на два года.
В 1911 г. строительство 2-го пути на участке Байкал-Култук было оценено на сумму 14 534 190 рублей и на начало строительных работ Императором Николаем-II было выделено 200 000 рублей. Работы по сооружению 2-го пути предполагалось начать с 1 апреля 1911 г., а закончить к осени 1914 г.
Начальником работ по постройке 2-го пути на всей Кругобайкальской железной дороге до 1914 г. был инженер Ф.И.Кнорринг, позже, по болезни он был освобожден от должности и на его место был назначен инженер Н.С.Зурабов,  состоявший в то же время Начальником Забайкальской железной дороги. Вторым заместителем Начальника работ был утвержден инженер Путей сообщения - А.Ф.Газе.
Так как, в условиях высокой сейсмичности байкальской котловины, этот участок дороги поддвержен скальным обвалам, а также из-за производства строительных работ при действующей железной дороге, руководство вынуждено было увеличить штат строительных и ремонтных артелей с введением новых должностей: сопровождающих вагонетки и дрезины, сигналистов, пилотов и наблюдающих за безопасностью движения, предотвращения и ликвидации обвалов.
Вместо предполагаемого первоначально срока окончания строительства - в 1914 г., второй путь был сдан в эксплуатацию 1 октября 1915 г., а с 9 декабря этого же года - передан в ведение Забайкальской железной дороги. Срыв первоначальных сроков произошел по нескольким причинам: сокращение кредитов в 1914-1915 гг.; усиление воинского движения, почти полностью прекратившее движение по существующему пути рабочих поездов и ограниченная возможность проведения взрывных работ; невозможность прекращения или осуществления перерыва в дневном движении поездов.
Строительство Кругобайкальской железной дороги можно было считать завершенным. Второй период строительства отразился на общем облике дороги следующим образом - кроме природного камня, при возведении инженерных сооружений (водопропускные сооружения, галереи, подпорные и берегоукрепительные стенки) активно стал использоваться железобетон - новый материал для того времени; большее внимание было уделено станциям и поселкам, их планировке и внешнему виду - архитектура была уже выполнена в стиле "модерн МПС", причем, в этот период, кроме типовых, разрабатывались и применялись в строительстве индивидуальные проекты. Это, в основном, жилые дома для начальников участков и дистанций, которые значительно разнообразили застройку станций и поселков (Байкал, Уланово, Маритуй, Култук, Слюдянка). На участке дороги Байкал-Слюдянка было образовано 10 остановочных пунктов - станции и разъезды с жилыми поселками при них: р.Лиственичный, р.Толстый, ст.Хвойная, р.Пономаревка, ст.Маритуй, р.Бакланий, ст.Шарыжалгай, р.Хабартуй, ст.Култук, ст.Слюдянка.
 
Сайт разработан при финансовой поддержке "Института Открытое Общество" (Фонд Сороса)