[начало][история][фотогалерея][карта][километры][паромы][пресса][SOS]

кругобайкалка*история*1956 г. Деградация дороги

Изыскания в районе оз. Байкал для определения возможного направления железнодорожной линии - 1895-1901 гг.

строительство 1-го пути.
1902-1905 гг.

дополнительные изыскания для прокладки 2-го пути.
1908-1910-е гг.

строительство 2-го пути.
1911-1916 гг.

1917-1950-е гг.- активная эксплуатация и развитие станций и жилых поселков

1956-..... гг.
деградация дороги

производство работ

каторжники

строительство туннелей



ДЕГРАДАЦИЯ ДОРОГИ - 1956 г......?


В 1956 г. при строительстве Иркутской ГЭС на реке Ангара, был затоплен котлован, под водой скрылась Иркутск-Байкальская железнодорожная ветка, проходящая по речному берегу от станции Иркутск до станции Байкал. По горам от Иркутска до Слюдянки была построена новая электрофицированная железная дорога - Транссиб.
    Кругобайкальская железная дорога стала тупиковой. Она потеряла свою стратегическую важность. С тоннелей и мостов сняли охрану. Постепенно стали уезжать люди, а дома, как правило, разбирали и вывозили на другие участки действующей железной дороги. В виду того, что уже не было необходимости в больших грузоперевозках,  разобрали один путь, оставив одну колею, в том числе и на разъездах; разъездные пути осталисть только на станциях Байкал, Маритуй и в Култуке, а участок Слюдянка-Мысовая вошел в состав действующей Восточно-Сибирской железной дороги.
1956-1975 гг. можно считать годами затишья на дороге. Но все же жизнь на "Кругобайкалке" еще теплилась - не все уехали, по дороге ходил паровоз, а позже тепловоз, связывающий заброшенный участок с "большой землей" (сообщением - Слюдянка-Култук-Байкал). Только к концу 1970-х началу 1980-х гг. эту территорию стали осваивать туристы.
    В 1980-1990-х гг. произведена реконструкция пути. Постоянно проводятся работы по укреплению полотна дороги. На территории КБЖД разворачиваются научные базы Иркутского универсистета, Академии наук: на 106 км - база института ядерных исследований; на 119-120 км в Маритуе - место практик студентов биологического факультета ИГУ.
    В 1990-х гг. начинается новое - туристическое, профессиональное освоение дороги. На 79, 98, 102 км организовываются туристические базы Коммерческого центра ВСЖД (позднее "Центр экономического развития"). На 80 км - научно-исследовательская экспериментальная база ЦСН.

Сайт разработан при финансовой поддержке "Института Открытое Общество" (Фонд Сороса)