[начало][история][фотогалерея][карта][километры][паромы][пресса][SOS]

кругобайкалка*история*каторжники

Изыскания в районе оз. Байкал для определения возможного направления железнодорожной линии - 1895-1901 гг.

строительство 1-го пути.
1902-1905 гг.

дополнительные изыскания для прокладки 2-го пути.
1908-1910-е гг.

строительство 2-го пути.
1911-1916 гг.

1917-1950-е гг.- активная эксплуатация и развитие станций и жилых поселков

1956-..... гг.
деградация дороги

производство работ

каторжники

строительство туннелей



КАТОРЖНИКИ


При строительстве дороги в 1911-1915 гг. на 3-м участке КБЖД (Култук-Слюдянка-Мысовая) широко использовался труд арестантов и ссыльно-каторжных Александровской каторжной тюрьмы, выполнявших различные трудоемкие работы.  Расчет за работу производился с Тюремным ведомством, а для каторжан применялись различные меры в качестве поощрения - "снятие оков с каторжных разряда испытуемых", сокращение срока каторги. На участке же Байкал-Култук опыт привлечения к работам каторжных и арестантов полностью исключался - здесь было слишком большое количество работ, требуемых использования взрывчатки. Лагерь каторжан находился в пади Каторжанка, в двух километрах от Толстого мыса. Они работали на самых тяжелых работах - заготовляли камень в карьерах.
На отрезке дороги Байкал-Култук  (1-й и 2-й строительные участки) при сооружении 1-го пути труд каторжан не применялся, так как здесь производился большой объем взрывных работ
Сайт разработан при финансовой поддержке "Института Открытое Общество" (Фонд Сороса)