[начало][история][фотогалерея][карта][километры][паромы][пресса][SOS]

кругобайкалка*история*производство работ

Изыскания в районе оз. Байкал для определения возможного направления железнодорожной линии - 1895-1901 гг.

строительство 1-го пути.
1902-1905 гг.

дополнительные изыскания для прокладки 2-го пути.
1908-1910-е гг.

строительство 2-го пути.
1911-1916 гг.

1917-1950-е гг.- активная эксплуатация и развитие станций и жилых поселков

1956-..... гг.
деградация дороги

производство работ

каторжники

строительство туннелей



ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ:


Производство работ  велось хозяйственным способом. Причем все основные строительные работы и сопутствующие им (взрывные и пр.) сдавались подрядчикам по конкурсу и на условиях договора, а все неосновные работы (вырубка леса, доставка материалов, уборка строительного мусора и пр.) сдавались мелким подрядчикам на услових "подписки". Hа западном участке прорубили 38 тоннелей, возвели подпорные стены, чтобы оползни не столкнули дорогу в Байкал. Глубина скальный выемок достигала пятнадцати саженей. Hа насыпях уложили всего лишь одну седьмую часть рельсового пути. Hа остальном протяжении путь проходил в тоннелях, в галереях, по мостам, в скальных выемках или лежал на вырубленных в камменных косогорах уступах. Тоннели длиной более 150 саженей построили с электрической колокольной сигнализацией и телефонами у порталов и в нишах тоннелей. Hа одном из участков, длиной чуть более двенадцати верст, было пробурено более семисот верст скважин и израсходовано почти сто пятьдесят тысяч пудов взрывчатых веществ. Впервые в истории железнодорожного строительства страны на западе Кругобайкальской были электрофицированы все буровзрывные работы, водоотлив воды из котлованов, подъем строительных материалов на высоту. Было устроено электрическое освещение в тоннелях, на открытых работах, в служебных помещениях и даже в жилых домах. Электрическое оборудование имели мастерские, обеспечивающие строительство многочисленных мостов и сооружение тоннелей всеми необходимыми металлическими конструкциями и инструментами. Рабочий день землекопа длился от темна до темна, летом - более 16 часов. Орудия труда: зубила, кувалда, лом, лопата и тачка. Техника безопасности существовала только на бумаге, несчастных случаев было много, особенно гибли люди или получали увечья при обвалах или на взрывных работах. Срезая откосы на скалистых участках, применяли взрывчатку, но основное делалось вручную: большие глыбы разбивались при помощи зубил и кувалд, руками грузились в тачки и отвозились к возводимой насыпи. На пробивке тоннелей работали в две смены по 12 часов. Зимой штольни не утеплялись так как в них было душно и не хватало чистого воздуха от сырости подземелья, керосиновых фонарей и взрывных работ. Искусственной вентиляции нигде не было.
Сайт разработан при финансовой поддержке "Института Открытое Общество" (Фонд Сороса)