[начало][история][фотогалерея][карта][километры][паромы][пресса][SOS]

кругобайкалка*пос. Маритуй.




Станция-посёлок Маритуй.

Станция Маритуй и посёлок при ней были образованы и сформировались, в основном, в 1902-1908 гг при строительстве 1 пути Кругобайкальского участка Сибирской железной дороги. Свое название железнодорожная станция получила благодаря реке Маритуй, так как по особому распоряжении при строительстве Сибирской железной дороги предлагалось давать названия станциям по названию рек или других географических ориентиров (долин, возвышенностей, мысов и т.д.) данной местности.

Расположение станции и поселка Маритуй было определно на 112 версте от станции Иннокентьевской (ныне ст. Иркутск-Сорт.) и на 44-45 верстах от станции Байкал Сибирской железной дороги и относились ко II строительному участку Великого Сибирского пути, которым заведовал инженер Путей Сообщения Ярамышев.

Доставка Строительным материалов и продуктов производилась по Байкалу к пристани у станции Маритуй в теплый период - с середины мая до середины января, а зимой - гужевым способом по льду.

В 1-й период строительства КБЖД - в 1902-1905 гг., когда главной целью работ было проведение единой железнодорожной магистрали, позволявшей соединить Россию с Дальним Востоком и задачей второго плана стала застройка вновь образованных станций и железнодорожных поселков, естественно что и станция Маритуй и посёлок при ней первоначально застраивался временными бараками, лавками, кладовыми, различными складскими помещениями и т.п. Эти сооружения принадлежали подрядчикам, чьи объекты строительства (мосты, тоннели, и т.д.) находились в непосредственной близости от данной станции. Например: в августе 1902 года в поселке разместились одиночные домики и бараки подрядчика, контрагента - инженера Путей Сообщения - Александра Николаевича Перцова, который отвечал за проведение каменных, тоннельных и земляных работ на участке ограниченном верстами 42-57. В таких бараках жили рабочие, здесь же торговали продуками. Несколько бараков принадлежало подрядчику Сенченко, а временная хлебопекарня и лавка при ней принадлежали подрядчику - инженеру А.И. Ротову. В поселке проживало много рабочих, задействованных на различных объектах строительства.

Скопление людей приводила к загрязнению территории поселка, так как отсутствовали помойные ямы, туалеты, часто сор, кухонные и другие отбросы выливались прямо у бараков или в реку. Контролировать санитарное состояние жилищ и продовольственных помещений должны были специально нанимаемые на работу врачи - именно они имели право обязать подрядчиков содержать вышеперечисленные сооружения в порядке. В 1902 году в Маритуе имелся врачебный пункт при больнице (на 12 кроватей), здесь же размещался II-ой санитарный участок, где главным врачом был Станкевич.

Плохие условия содержания рабочих повлекли за собой эпидемии цинги, холеры, дифтерита и т.п. За осень 1902 - весну 1903 года умерло от болезни 47 человек,а к концу 1903 года - 200 человек. Первоначально их хоронили по откосам скал, вблизи жилых помещений. Позже решено было трупы возить в Слюдянку или на станцию Байкал, но эпидемии и увечья требовали скорейшего захоронения умерших - именно это повлекло за собой страшные факты: в 1903 году в Маритуе хоронили в братских могилах, куда вместе с покалеченными, умершими от болезней рабочими могли положить и умершую при родах женщину.
К 1904 году подрядчиком А.Н.Перцовым был построен деревянный дом, в котором размещалась молочная ферма А.С.Егорова, откуда молоко поступало в лазарет при станции.
В этом же году, для усиления пропускной способности Кругобайкальской железной дороги до 15 пар поездов в сутки, решено было построить при станции 247 кв. саж. жилых домов (в сравнение - в Култуке 453,26 кв. саж.) для размещения рабочих и служащих, обеспечивающих безпрепятственное прохождение железнодорожных составов.
Во время Русско-японской войны возникла необходимость охраны стратегически важных объектов, так как сквозное движение воинских и других эшелонов начиналось в сентябре 1904 года, когда местные условия и существующая охрана инженерных сооружений требовали повышенного внимания. Для размещения войсковой охраны были построены бараки из расчета 1 кв. саж. на высший чин (без учета низших чинов). В Маритуе находился двор 1 роты 19 пешей дружины, чей ротный участок охватывал территорию от станции Половина до станции Маритуй. Штабс-Ротмистр 19 пешей дружины - Саттеруп.
В июне 1904 года был заключен договор с подрядчиком Генрихом Францевичем Краевским и Борисом Леонтьевичем Горфиным на постройку деревянного станционного здания стоимостью 1850 рублей в сроки с 22 июня по 22 сентября. Как и все станционные здания Кругобайкальской железной дороги, здание станции, крытое железом, в Маритуе строилось по особому проекту и было окончено в оговоренные договором сроки. Позже в здании появился буфет. Этими же подрядчиками в тот же период были выполнены все основные пассажирские здания на участке Байкал-Култук.
В сентябре того же года в Маритуе появиился лазарет. Для этой цели Управлением Забайкальской железной дороги было приобретено у подрядчика Перцова 390 кв. саж. жилых помещений за 29300 рублей и передано для временного пользования Управлению Красного Креста до окончания военных действий на Дальнем Востоке. После чего здания перешли в полное распоряжение Управлению Забайкальской железной дороги. Основным и самым просторным из переданных зданий был 2-х этажный дом (57,66 кв. саж.), при нем ледник и коровник на 3 отделения; так же в собственность Забайкальской железной дороги перешли 2 жилых одноэтажных здания (29,74 кв. саж. и 15,21 кв. саж.), барак для рабочих (73,60 кв. саж.) и кухня при бараке (21,35 кв. саж.).
К 1905 году на станции Маритуй было налажено водоснабжение (как и на станциях Байкал, Хвойная, Шарыжалгай). Оно производилось на КБЖД водою либо из рек, либо из Байкала и устраивалось на горных участках через 15 верст, а на равнинных - через 20.
Поезда уже шли на Восток, а на Кругобайкальском участке продолжались отделочные работы по облицовке тоннелей, для этих целей были приглашены иностранные подданые, так в 1904 - 1905 гг в Маритуе у инженеров Путей Сообщения А.Скарбовского и Ф.Пагани проживало 51 человек иностранных рабочих, среди которых - итальянцы, турки, грек и черногорец.
В 1905 году здесь же началось строительство типовых кузницы, кладовой и бани для нужд будущего эксплуатационного участка - эти работы исполнил подрядчик Смольков, работающий в Маритуе. В этом же году состоялась передача Кругобайкальского участка в постоянную эксплуатацию.
С началом постройки II пути в 1907-1915 гг штат конторы II участка службы Пути (живущий на станции Маритуй) состоял из 11 человек штатных, временно штатных и поденных служащих, исполнявших работы по обслуживанию и эксплуатации дороги. Начальником II участка Службы Пути был инженер Пестров.
При прокладке II пути применялся труд иностранных рабочих, в том числе и китайских, а также труд каторжан, которых при строительстве I пути, из-за большого объема взрывных работ, на данный участок не допускали. В Маритуе, как почти и на всех участках, были размещены арестантские команды, сформированные из заключенных Александровского централа.
Если при строительстве 1-го пути в 1902-1905 гг все силы были брошены на обеспечение пропускной способности дороги и мало внимания уделялось архитектурно-планировочному развитию станций и поселков, то 2-й период - 1908-1916 гг, был отмечен появлением в существующей застройке рядом интереснейших объектов выполненных в стиле "модерн". За эти годы в жилом поселке Маритуй по индивидуальным проектам были построены жилые дома для служащих дороги и здание железнодорожного училища. Ориентировочно в 1915-1916 гг. (точно не установлено) на склоне горы в районе административно-жилого комплекса была построена церковь. Сама же станция существенных дополнений и изменений не претерпела - в эти же годы здесь было произведено развитие путей, а также реконструкция комплекса водоснабжения.
Третьим периодом строительства, а вернее развития, стали 1930-1950-е гг - время наиболее активной жизни Кругобайкальской железной дороги, как важного связующего звена в Сибирской магистрали. За этот период поселок был дополнен рядом жилых домов, казарм для служащих. В это же время были построены здания школы и интерната в глубине долины. Одним словом, Маритуй к концу 1950-х годов был достаточно развитым густонаселенным поселком. Комплекс станций по-прежнему оставался неизменным.
После затопления котлована при стрительстве Иркутской ГЭС на Ангаре в 1956 году, когда участок КБЖД стал тупиковым и один железнодорожный путь был демондирован, дорога уже не нуждалась в большом количестве служащих и это повлекло за собой отток населенпия с этой территории. Многие постройки были также демонтированы и вывезены на другие участки действующей Транссибирской магистрали. Этой же участи не избежал Маритуй. Поскольку дорога, путь даже тупиковая, продолжала работать, комплекс станции сохранился практически в первоначальном виде. Наиболее пострадал архитектурный комплекс жилого поселка - утрачено около 50% построек.
Данные сведения не являются полными, так как история постройки Кругобайкальской железной дороги находится на стадии изучения и, возможно со временем, будут названы новые имена участников строительства и по новому откроются уже известные события.

Характеристика природных условий района станции-поселка Маритуй.

1.Физико-географическая характеристика: местоположение, рельеф, гидросеть, климат, почвы.
Территория КБЖД входит в состав горного обрамления Байкальской котловины и являеться частью физ.-географической страны гор Южной Сибири. Приморский хребет невысокий, на участке КБЖД не превышает 933 м. Рельеф низкогорный, представлен мелкими хребтами с округлыми вершинами. Горные массивы сложены древними архейскими кристаллическими породами. Южный, обращенный к Байкалу склон Приморского хребта, круто обрывается к терассе железной дороги, что местами связано с деятельностью человека в период постройки магистрали. В среднем угол наклона скальных обнажений и облесенных склонов составляет около 60 градусов к линии горизонта, что имеет большое значение в формировании микроклиматических условий района и хозяйственном использовании территории.
Территория КБЖД посеместно расчленена сетью речных долин, падей и распадков. Реки имеют горный характер. Река Маритуй - достаточно крупный водоток, имеющий значительную водосборную площадь.
Климат района резко континентальный с отрицательными среднегодовыми температурами воздуха (-0,6). Средняя температура июля +14-+16, января - 16-18, но климат побережья приближается к приморскому. Температура воздуха на 5 градусов выше чем в Предбайкалье и заметно снижается при удалении от побережья по распадкам.
Маритуй находится в Маритуйском климатическом районе вытянутом вдоль Байкала до истоков р. Ангары, вглубь Олхинского плоскогорья, охватывающий водосборные бассейны впадающих в озеро рек. Количество осадков 500-600 мм в год, причем основная их часть приходится на июль - август. Снежный покров держится с середины ноября 150 дней, высота его 40 см. Некоторые крутые склоны остаются в течение зимы без снега из-за сдувания его ветром. Почвы промерзают до глубины 1,5-2 м.
Почвы представлены в основном горно-лесными перегнойными. Отличительной чертой их является большая щебнистость.

2.Флора и фауна: их особенности, ценность.
В долине реки Маритуй складывается типичный долинный ландшафт, отличающийся высокой степенью биотопического разнообразия, обусловленного местоположением, особенностями климата и рельефа. В настоящее время на этой небольшой территории можно встретить участки каменистых, сухих, луговых степей, различные виды травяных лесов (чаще мелколиственных, являющихся вторичноыми, но с присутствием темнохвойных пород в подросте или вторичном ярусе, а так же различные мелкотравно-кустарничковые, кустарничково-зеленомошные, сфагновые и др.) таежного типа.
Первичной фоновой растительностью района является темнохвойная (кедровая, пихтово-кедровая) тайга, представлнная в настоящее время разнообразными стадиями восстановления иногда с господством мелколиственных (еберза, осина) и светлохвойных (сосна, лиственница) пород. Это заметно повышает разнообразие растительных сообщества и, соответственно, условий в которых складываются разнообразные, зачастую уникальные зооценозы.
Большое количество представителей фауны этого района является эендемиками, ценными, редкими, очень редкими, даже уникальными видами. Например: молюск - хиланодон герстфельда найден только в окрестностях п. Маритуй и в устье р. Усури в Приморье; байкальская нерпа не встречается нигде кроме акватории озера. В районе Маритуя обычны крупные млекопитающие, численность которых повсеместно неуклонно сокращается: марал, кабан, медведь, косуля. Среди многочисленных пернатых, много редких видов занесенных в Красную книгу РСФСР. Овсянка Годлевского и пестрогрудка Тачановского, некоторые хищники находятся на международной охране и представляют исключительный интерес для зоологов в плане сохранения генофодна. В прибрежной полосе п. Маритуй и в устье р. Маритуй встречаются практически все основные виды промысловых рыб, в том числе были зарегистрированны случаи поимки осетра байкальского - очень редкого вида ихтио фауны Байкала.

Зоология

Исследование фауны Байкала имеет более чем 200-летнюю историю. Однако наиболее раннее специальное обследование юго-западного побережья было проведено в 1735 г. И.Г. Гмелиным по той причине, что в связи с обособленностью географического положения, этот участок был отдален от традиционных путей движения первопроходцев.
В конце XIX века зоолоогические исследования Байкала активизировались благодаря созданному в 1851 году в Иркутске Сибирского отдела Российского географичекского общества.
Важным этапом в исследовании акватории КБЖД стало создание в 1925 г. постоянной Байкальской экспедиции Академии Наук и ее преобразование в 1928 г. в Байкальскую лимнологическую станцию, находившуюся до 1930 г. в районе ст. Маритуй. Однако, с переносом станции в п. Лиственичное исследования фауны Байкала были практически прекращены.
Большое значение для изучения наземной и водной фауны района КБЖД имела организация биостанции Иркутского университета в п. Маритуй, котоаря начала свои исследования с 1972 г., а с 1978 г. работа приобрела круглогодичный характер, и, в настоящее время, может служить основой для зоологического мониторинга заповедной территории.
В 1991-92 гг по заказу Центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутским государственным университетом была проведена своеобразная экологическая инвентаризация природных комплексов района КБЖД, расположенных на протяжении юго-западного побережья Байкала от истока р.Ангары до п. Култук у самого подножья Приморского хребта, основой для которой и стали материалы, собранные сотрудниками и студенами ИГУ за период 1972-1992 гг.
В отчете кафедры зоологии позвоночных ИГУ "Зоологические исследования и обоснование. Современное состояние и природоохранное значение животного мира зоны КБЖД" (в 4-книгах, научный руководитель, зав. кафедры, канд. биологических наук 0- Ю.А. Дурнев) - был выполнен предварительный анализ фауны и проблемы ее охраны. Авторы в своей работе рассматривают историю фаунистических исследований, природные условия юго-западного побережья Байкала, фауну и особенности ее территориального распределения на КБЖД, эпидемиологическую обстановку, проблемы охраны и рационального использования ресурсов животного мира района КБЖД, делают предварительные выводы и дают рекомендации.

В долине р. Маритуй, как сравнительного крупного водотока, имеющего значительную водосборную площадь - сложился типичный долинный ландшафт, отличающийся высокой степенью биотропического разнообразия, с которым, в свою очередь, связаны высокое видовое разнообразие фауны и гидрофауны, в том числе и эндемичные виды. Например - хиланодон герстфельд - молюск, который обитает только в окрестностях п. Маритуй в долинному лесу левого нижнего притока р. Маритуй (падь Кирпичная) и близ устья р. Уссури в Приморье.
Ввиду возрастания антропогенной нагрузки на территорию КБЖД, особенно в районе освоенных крупных долин, возникает опасность снижения численности насекомых. Авторы отмечают, что наиболее неблагоприятны в этом отношении долины крупных рек - Половины, Маритуя и др., по которым проходят многочисленные тропы.
Среди обитателей акватории озера в районе КБЖД и, в частости, в прибрежной полосе п. Маритуй и устье р. Маритуй встречаются практически все основные промысловые виды рыб. Волнение вызывает снижение численности этих видов. Единичные случае поимки молоди и взрослых особей байкальского осетра были отмечены в устье р. Маритуй, который является в настоящее время редким видом ихтиофауны Байкала.
В районе Маритуя в отряде многочисленных пернатых встречаются, так же, представители Красной книги РСФСР, которые являются редкими и малоизученными - овсянка Годлевского и пестрогрудка Тачановского. Являясь эндемиками Южной Сибири, оба вида представляют исключительный интерес для зоологов, в том числе и других стран мира.
Среди млекопитающих участка КБЖД уровень эндемизма не так велик. К эндемичным формам можно отнести, в том числе, и нерпу, численость которой к настоящему времени возросла до 7н0 тыс. экзепляров. По наблюдениям 1978-89 гг. из окон поезда от Култука до Маритуя насчитывалось в 200 метровой береговой полосе от 50 до 42 особей.
Ввиду того, что Байкальская котловина и окружающие горные хребты имеют особое значение, как важнейший биогеографический рубеж, по которому проходят границы ареалов многих десятков видов растений и животных, втом числе редких и эндемичных, енаконец факт существования железной дороги, которая оказала влияние на экосистему южного Байкала и, со временем стала ее составной частью - все это требует введение особого режима использования фаунистическими и реареационными ресурсами юго-западного побережья Байкала - КБЖД.

Ботаника

Кафедра ботаники и генетики ИГУ (зав. кафедрой, канд б. наук, доцент И.Г. Ляхова) предоставила отчет о современном состоянии и природоохранном значении растительного покрова зоны Кругобайкальской железной дороги (Южного Прибайкалья), в котором были представлены: история флористико-геоботанических исследований, анализ и состав флоры, типы растительности зоны КБЖД, а также, были рекомендации с точки зрения природоохраны.
Первые общие сведения о видовом составе растительности были даны в трудах путешественников в XVIII веке, совершавших экспедиции по заданию Российской Академии наук в 1733-1722 гг (И.Т. Гмелин, Т.В. Стеллер, П.С. Паллас, И.И. Георги). По результатам исследования Ак. наук в 1772 г. в "Заметках "Die Baicalense flora" были опубликованы сведения о 731 виде растений, произрастающих на территории, по которой позже прошла железнодорожная магистраль. Гербарий, собранный Гмелиным, Палласом и Георги, был продан за границу и хранится в Британском музее.
Затем, следующим этапом ботанических исследований Южного Прибайкалья были экспедиции Турчанинова в 1828 -1835 гг, во время которых был собран большой по объекту гербарный материал.
Во второй половине XIX века обширные ботанические исследования были проведены польскими ссыльными учеными Б.И.Дыбовским, В.А.Годлевским, Я.П.Прейна, А.Л.Чекановским и др., которые собрали многочисленные колекции: около 10 тыс. окаменелостей и горных пород, 20 тыс. эксз. насекомых, 18 тыс. гербарных экземпляров.
В начале XX века исследования южного побережья Байкала проводили В.Л.Компров, Д.И.Литвинов и др.
В начале 50-х годов нашего столетья к флористико-фитоценотическому исследованию Прибайкалья приступил организованный в Иркутске Восточно-Сибирский филиал Академии Наук СССР. А в 1969 г. был создан Байкальский государственный заповедник.
После создания на ст. Маритуй полевой учебной практики биологов ИГУ и десятилетнего исследования флоры окрестностей ст. Маритуй в 1984 г. был составлен список флоры базы практики, включающий 492 вида,в 1988 г. - 536 видов; позже эта численность была пополнена новыми находками, ставшими новыми для Центральной Сибири, Иркутской области. Состав флоры был расширен до 608 видов.

В нашем случае устьевая часть р. Маритуй - это небольшое равниное пространство, расчлененное сетью падей и распадков, с уклоном к Байкалу. Сама река Маритуй имеет горный характер.
Байкал оказывает утепляющее воздействие на побережье зимой и охлаждающее - летом. Количество осадков - 500-600 мм в год (основная часть приходится на июль-август). Почвы, особенно оголенных склонов, зимой промерзают на глубину 1,5-2 м.
Комплексные исследвоания геосистем в бассейне р. Маритуй географического факультета ИГУ выявило следующие группы фракций: водораздельная лесная, приводораздельная склоновая лесная, лесная слонов солнечных экспозиций, лесная склонов теневых экспозиций, сплошная кустарниковая, сплошная кустарниково-луговая, пойменная кустарниково-луговая, пойменная кустарниково-луговая, склоновая степная.
Под лесными ценозами склоновых теневых экспозиций с уклоном 30-40 в бассейне р. Маритуй развиваются горно-лесные перегнойные суглинистосупесчаные почвы. Мощность гумусового горисзонта составляет 8-10 см, мохового покрова - 4 см.
Изучение экотопов (рельефа и почв), видового состава растительности и ее продуктивности позволило установить устойчивые и, особенно, неустойчивые геосистемы, которые требуют ограничения всех видов рекреационной деятельности и нагрузки (склоновые степные и пойменные кустарниково-луговые, лесные приводораздельные фракции и склоновые солнечные экспозиции).
Хозяйственный состав растений на территории КБЖД представлен 468 видами и включает кормовые, лекарственные, пищевые, медоносные, технические и декоративные растения (76,9% от выявленных видов), некоторые из которых являются редкими.
Например, в районе Маритуя встречаются редкие растения, относимые к декоративным:
- Башмачок настоящий (башмачок желтый, венерин башмачок) произрастает в вершине водораздела и является очень декоративным;
- Башмачок крупноцветный, который в зоне КБЖД встречается редко, но в районе Маритуя обнаружен скоплениями особей (до 100 шт.) - 119, 121 км на склонах в пади Угольной в 2,5 км от ст. Маритуй.
Оба вида внесены в "Красную Книгу СССР", "Красную Книгу МСОП", в Приложение II Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находившимися под угрозой исчезновения.
Гроздовик многораздельный, луносемянник даурский, колокольчик точечный, лоомонос шестилепестковый, бальзамин железконосный, малина боярышниковолистная, астрагал лисохвостный и многие другие встречающиеся в районе Маритуя - подлежат местной охране, т.к. являются редкими растениями.
Авторами приведен аннотированный список редких растений для территории КБЖД, включающий 47 видов из 72 известных, 30 из которых произрастает в районе Маритуя.
Что касается растительных сообществ лесного и степного типов - они, как правило, играют ланшафтнообразующую роль (особенно на склонах северной экспозиции), об этом свидетельствует наличие темнохвойных пород и таежных видов - смешанные леса в долинах некоторых ручьев (например, в падях Угльной и Кирпичной). В окрестностях Маритуя встречаются смешанные березово-осиновые леса с примесью лиственницы или сосны, в травостое которых преобладает бадан и представители таежных и других боровых видов травяно-кустарникового яруса.
В разделе "Участки приоды зоны КБЖД, подлежащие охране" отмечается, что особо охраняемыми территориями для зоны КБЖД предложено два участка, один из которых район Маритуя.

Сайт разработан при финансовой поддержке "Института Открытое Общество" (Фонд Сороса)