[начало][история][фотогалерея][карта][километры][паромы][пресса][SOS]

кругобайкалка*пресса*Самый старый маяк

САМЫЙ СТАРЫЙ МАЯК

Олег Хинданов, для "СМ Номер Один"

Самый старый маяк в Иркутской области стоит на горе возле порта Байкал. По данным историков, ему почти сто лет.

САМЫЙ СТАРЫЙ МАЯК

Как сообщил Геннадий Митерев, главный инженер Байкало-Ангарского бассейного управления водных путей и судоходства, такого термина, как маяк, уже давно не существует. Маяки, вкупе с бакенами и буями, называют сейчас береговыми знаками, и таких знаков на наших водных путях не так уж много -- около сотни. 45 из них -- маяки.

Самыми старыми и заслуженными маяками по праву считаются два брата-близнеца -- один стоит в порту Байкал и до сих пор радует мореходов ежедневной работой. У второго, в Танхое, более печальная судьба -- после открытия Круглобайкальской железной дороги необходимость в паромной преправе через Священное Море отпала. Причалы закрыли, а маяк попал в рачительные руки местных хозяйчиков, которые и растащили его чуть ли не до основания.

Крестным отцом самого старого маяка можно считать полковника Дриженко, действительного члена Императорского географического общества. В 1901-06 годах на Байкале работала экспедиция под его началом. Именно в это время появился и первый маяк. До 1991 года суда ходили по Байкалу на основе карт и лоций, составленных полковником. Атлас Байкала, изданный под его редакцией, до сих пор удовлетворяет требованиям судоходства.

Маяк в порту Байкал -- единственный, сравнимый с океанскими собратьями: кирпичный, со смотровой площадкой и внутренней винтовой лестницей. Раньше он работал от специального газа. Теперь туда провели электричество, которое включается и выключается автоматически, с помощью фотоэлементов, которые реагируют на восход и заход солнца. Обслуживающего персонала на маяке нет.

Остальные береговые знаки, то есть маяки, делались уже на современный лад. Это просто металлические пирамидки. Кстати -- и это байкальская особенность -- пирамидки эти весьма небольшого роста. Берега Байкала очень гористые, поэтому всегда в нужном месте находится подходящая для установки маяка сопка.

Байкало-Ангарское государственное бассейное управление водных путей и судоходства -- организация бюджетная. Как водится, денег не хватает. Так что все хозяйство пребывает в печальном состоянии. Пока береговые знаки еще поддерживаются в нужной кондиции, однако разного рода проблемы возникают постоянно -- и особенно с самым старым маяком. Туристы готовы потратить день на сбивание замков, но все-таки влезть внутрь, подняться по винтовой лестнице и на смотровой площадке приобщиться к труду царского полковника гордой надписью: "Здесь был Вася!"

Сайт разработан при финансовой поддержке "Института Открытое Общество" (Фонд Сороса)