[начало][история][фотогалерея][карта][километры][паромы][пресса][SOS]

кругобайкалка*пресса*Путеводитель 1902 года.


Книга в газете.

Путеводитель 1902 года.



Ст. Михалево: V кл. (23 вер.). Вблизи - селен. Михалево (442 д. об. п.). Небольшая церковь, школа грамоты. От Михалево до ст. Байкал масс водных горных стоков, стремящихся в Ангару, и потому здесь линия имеет 44 небольших мостика.

Ст. Байкал, IV. (62 вр.). Буфет. Расположена пр истоке р. Ангары, на шоссе Баранчук, у подножия Байкальских гор. От ст. линия продолжается еще около 400 саж., доходит до самого берега Байкала и заканчивается путем на пристани Баранчук, для подачи поездов на паровую переправу. Пристань снабжена защитными молами, дамбами, маяками, представляющими грандиозные сооружения; здесь же, в глубокой гавани, помещается большой плавучий док для ремонта судов переправы.

Для содействия экономическому развитию прибрежных местностей Байкала, изобилующих природными богатствами, Комитетом Сибирской железной дороги с 1897 г. возложено на особую экспедицию, сформированную Морским Министерством, подробное географическое исследование этого озера. Работы экспедиции производятся под руководстмо О. К. Дриженко. Также при содействии Академии наук образована Байкальская экспедиция под главным руководством проф. А. А. Коротнева для исследования еще недостаточно определенной фауны озера.

Паровая железнодорожная переправа, паром-ледокол.

Паровая железнодорожная переправа через Байкал устроена по примеру способов, существующих в Северо-Американских штатах для передачи ж. д. поездов через водные бассейны.

Для надобностей переправы сооружен на заводе Армстронга, в Англии, паром-ледокол "Байкал", который по частям в разобранном виде доставлен был в с. Лиственичное, где на берегу он вновь собирался.

Ледокол построен из стали особенно прочной конструкции. Наибольшая его длина - 290 фут., ширина - 57 фут., скорость - 20,5 вер. в час. Водоизмещение с полным грузом 4200 тонн. На ледоколе поставлено 3 машины тройного расширения с общею силою в 3750 индикаторных сил; 2 машины помещаются в корме и разделены продольною водонепроницаемою переборкою, эти машины служат для приведения в движение ледокола, одна машина помещается в носовой части и служит для вращения носового винта, способствующего ледоколу ломать лед. Пояс на ледоколе по грузовой ватер-линии состоит из стальных листов толщиною в 1 дюйм, причем обшивка в этой части сделана вгладь на внутренних планках. Паром-ледокол несколько напоминает собою знаменитый "Фрам" Нансена, отличаясь носовой и кормовою частями, рассчитанными на ломку льда при движении как передним, так и задним ходами. На пароме-ледоколе размещаются в главной палубе, на 3-рельсовых путях, вдоль оси судна 25 товарных груженных вагонов, в каютах на верхней палубе помещается до 150 пассажиров всех 3 классов, для пассажиров 1 класса имеется салон. Ледокол в состоянии ломать лед до 4 фут. толщиной. В помощь этому второму по величине в мире ледоколу собран также в с. Лиственичном второй вспомогательный пароход-ледокол "Ангара". Этот пароход меньше по величине. Длина - 195 фут., ширина - 34 фут., углубление - 15 фут., скорость - 12,5 узлов. Машина тройного расширения, 1250 индикаторных сил, 4 котла локомотивного типа. Машина и котлы также разделены поперечными водонепроницаемыми переборками. Постройка этого парохода ледокола окончена к осени 1900 г. Главная задача его - служить для перевозки пассажиров.

В настоящее время Байкальская железнодорожная переправа имеет в своем ведении следующие суда: ледоколы "Байкал" и "Ангара", колесный пароход "Лейтенант Малыгин", пароход "Стрелка", 5 барж, из которых одна большого типа с подъемной силою до 50000 п. и 4 меньших подъемною силою до 8000 п. каждая. Эксплеутация судами переправы находится в ведении Управления Забайкальской железной дороги.

Плавание ледокола "Байкал" началось 16 января 1900 г., и провозоспособность переправы выяснилась вполне во время движения мобилизованного состава войск и грузов в 1901 г.

Переезд через Байкал между пристанями Баранчук и Мысовая (64 версты) продолжается не более 3,5 часов.

Неблагоприятные условия, в которых находится пристань Мысовая, расположенная на восточном берегу в бухте, не защищенной от юго-западного и северо-восточного ветров, производящих набольшее волнение и набивающих с нажимом массу смерзающихся льдин, выдвинули вопрос о выборе новой гавани на восточном берегу Байкала. В настоящее время несколько оборудована гавань в Мишихе, южнее Мысовой, куда в зимнее время с ледостава будет направляться переправа. Неудачный выбор первоначальной гавани, ледяные нагромождения которой представляют наибольшие препятствия для движения ледоколов, обясняется малою известностью Байкальского бассейна, исследования которого еще только производятся особыми научными экспедициями. Лучшею и ближайшею гаванью на восточном берегу Байкала считается Танхой, расположенный близ станции Переемная, южнее Мишихи.

Кроме железнодорожной флотилии, на водах Байкала и реках Селенги и Ангары совершаю рейсы: 11 пароходов с 18-ю баржами К-Немчиновых ("Феодосия" - 250 сил; "Яков" - 100 сил; "Александр Невский" - 120 сил; "Иоанн Кронштадский" - 100 сил; "Иннокентий" - 35 сил; "Сибиряк" - 75 сил; "Тарзан" - 75 сил; "Добрыня" - 50 сил; "Николай" - 50 сил; три паровых катера "Петр и Павел" - 40 сил; "Феодосия" - 20 сил; "Забияка" - 30 сил), принадлежащих иркутским жителям Суворову, Могилеву и Свиньину.

Сайт разработан при финансовой поддержке "Института Открытое Общество" (Фонд Сороса)